вторник, 23 сентября 2014 г.

Мэри Шелли "Франкенштейн, или современный Прометей"

Я все продолжаю знакомиться с произведениями из сборника по английской готической прозы.Следующим произведением в книге является роман Мэри Шелли "Франкенштейн, или современный прометей."

Имя Франкенштейна мне было давно известно - очень уж любимо и тиражируемо у различных киношных фантастов. Франкенштейн - монстр, созданный и оживленный безумным ученым... Ну или я так думала. В действительности у существа не было имени, а Франкенштейн - это и был тот самый "безумный ученый", хотя до ученого он еще не доучился - всего лишь студент... 

С самых первых страниц мне было очень интересно прочитать эту книгу. Это же Франкенштейн - первоисточник, с которым я была совершенно не знакома. Я читала "запоем" - ну насколько мне позволяли обстоятельства. Укладываю сына - глазом кошу в книжку, пока он сосет грудь. Переложила в кровать - подожду за книжкой, пока уснет. А Дима засыпает быстро. Другого времени читать у меня нет. Укладывая Костю - читаю уже другие книги.. вслух. 

И вот так урывками я погружалась в мир романа Мэри Шелли. Мир, в котором увлеченный человек познает великую тайну, как сделать мертвое живым, и что из этого может случиться. Роман об одиночестве, страхе, необдуманных поступках и ответственности, которую надо понимать. 

Роман "Франкенштейн, или современный прометей" послужил началом жанра научной фантастики. Это философское произведение, имеющее в своей основе миф о современном Прометее. 

Сюжет: 
Исследователь-первооткрыватель, который мечтает добраться до северного полюса встречает во время своей экспедиции человека среди льдов, который гонится за каким-то великаном... После чего слушает историю этого человека. Виктор Франкенштейн - главный герой романа, который увлекается естественными науками и вначале всякими опроверженными учениями таких людей, как Парацельс, Корнелий Агриппа. Подростком восхищался учениями этих алхимиков, но после пришло разочарование. У Виктора всегда была большая тяга к знаниям, поэтому он сильно углубляется во все, что изучает. Так ему открывается тайна, которую никто не смог открыть до него - он может оживить мертвое. Ослепленный своими идеями он хочет проверить теорию на практике. А для этого ему нужно создать "человека" для оживления. С мелкими деталями ему возиться некогда, а потому он создает "увеличенную" копию, не гнушаясь возиться с мертвой плотью. Когда результат достингут, он ужасается созданием, которому дал жизнь. Страх и отвращение приводят его к нервному расстройству и бегству из своей лаборатории. 

После выздоровления Виктор узнает, что его маленького брата убили, причем в убийстве обвиняется их служанка Жустина, у которой нашли медальон мальчика. Приехав на родину в Женеву Франкенштейн встречает своего монстра и понимает, что бедная девушка не виновата. Но он не может рассказать правду, не прослыв сумасшедшим и Жустина погибает на виселице. 

После чего Виктор встречается с созданным им "монстром", который рассказывает ему свою историю. Говорит, понимать и чувствовать он научился в одной семье, у которых он прятался в сарае. Там же научился читать. Душа у "монстра" оказалась доброй и ранимой, но уродство отталкивало от него людей и он не мог получить любовь и заботу, а потому стал мстить роду человеческому, а в частности своему создателю, про которого он узнал из дневника Франкенштейна, который был в кармане плаша, одетого на монстре. Повинившись в своих проступках и объяснив их мотив создание Франкенштейна просит создать себе подругу, которая будет такая же уродливая как он - и будет любить его таким, какой он есть. Виктор, пораженный красноречием своего детища соглашается, но потом уничтожает почти созданную подругу, поняв, что подруга может и не согласиться жить в уединении. Разъяренный монстр убивает в ответ лучшего друга Виктора и угрожает, раз его лишили брачной ночи, то таже участь ждет самого Франкенштейна. 

Решив, что в брачную ночь уготована его смерть, Виктор все же женится на подруге своего детства - Элизабет. Монстр душит девушку. Смерть невесты поражает Франкенштейна и его отца, который воспитывал Элизабет, как родную дочь. В итоге отец Виктора погибает и таким образом Виктор теряет всю семью. После этого он клянется отомстить монстра - и гонится за ним до самого севера. Монстр обладает невероятной силой и не чувствительностью к холоду, а Виктор в конечном итоге теряет свои силы. 

Франкенштейн умирает на корабле исследователя Волтона, который не достигнув цели, возвращается домой. У кровати усопшего Волтон встречает монстра, который сожалеет о содеянном и говорит, что покончит жизнь самоубийством. После чего существо бежит с корабля. 

Книга мне понравилась, хотя я ждала от нее чего-то другого. Не знаю чего. Слишком много фильмов, где встречается имя Франкенштейна, хотя оригинальную историю я, наверное, тоже не смотрела. И тут я решила посмотреть какую-нибудь экранизацию книги (Помню, после прочтения "Гордости и Предубеждения" Д.Остин, я посмотрела почти все экранизации этой книги). Где-то прочитала, что самая близкая к книге экранизация это "Франкенштейн Мэри Шелли" Кеннета Брана, снятая в 1994 году. Ну... Уж не знаю, где там близко к книге (я другие, правда, не смотрела, может и в самом деле самая близкая к книге экранизация), но фильм мне жутко не понравился. Насколько мне понравилась книга, настолько не понравился фильм. Муж стойко смотрел со мной эту "муть", а потом сказал, что мне нельзя доверять выбор фильмов для домашнего просмотра... 

А еще если не по теме - то очень радовали актеры... 

Шир. Беггинс. Женева, отец Виктора, который вот-вот вспыхнет в той гремасе, когда Бильбо хотел отнять у Фродо кольцо... (Это тот самый актер)... 
 

А еще эти... из Гарри Поттера - профессор Златопуст Локвенс (он играл Виктора) и Белатриса Лейстрендж (Элизабет).
Да, мне было любопытно посмотреть на Хелену Бонем Картер в роли Элизабет, но как-то разочаровало. Таже Белатриса... Только много моложе. А монстр (Роберт де Ниро) с лицом располосованного Ж.Депардье (который отказался от этой роли) совсем не страшный. Ну со шрамами, ну хромой, но не страшный!
Совсем не раскрытый образ монстра. По фильму не понятно, чего он вообще такой злой, хотя вначале вроде был добрый. Не раскрыты его мучения и мысли... Хотя, наверное, это и не покажешь фильмом.

Но в конечном итоге убил финал, где из бедной Элизабет сделали монстра. И тем более непонятно - зачем ее-то искромсали? Монстра собирали по кускам - тут ясно, а девка вроде целая была - ничего чужого ей не пришивали. В общем вся такая "красавица" на швах... Бред!
В общем, книгу рекомендую, а фильм категорически нет! Лучше бы в моей памяти киношный Франкенштейн остался тем Франкенштейном, который был в "Ван Хельсинге". Как-то тот мне больше всех запомнился. А еще лучше монстр в мультфильме "Франкенвини"! Вот такой он должен быть! Монстр!
Ну или эту экранизацию надо смотреть не сразу после книги... Многие вон в восторге. :) Вот! 

Такие вот мысли. Надо как-нибудь решиться посмотреть другие экранизации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий